Не позволяй душе лениться…

on

Когда-то в школе мы учили такое стихотворение Николая Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь…»

Размышляя как-то о своей духовной жизни, я пришел к выводу, что есть два основных состояния, в которых может пребывать наша душа, наш духовный человек: либо лениться, либо трудиться. Думается, с логической точки зрения, третьего не дано, потому что если наша душа не трудится, она пребывает в бездействии, и наш духовный человек может не просто слабеть, но даже доходить до стадии разложения.

Это как с мышцами: либо мы регулярно тренируем их, и в зависимости от интенсивности этих тренировок, мышцы находятся в хорошем тонусе или даже растут, либо мы не тренируем наши мышцы, и это приводит к их ослаблению, потере объемов и формы (если они были), а при долгой неподвижности – к атрофии.

Но если с тренировкой мышц все более или менее понятно (ходьба, зарядки-разминки, плавание, бег, велосипед, фитнесс и практически любой другой вид спорта), то с тренировкой души и поддержанием ее в тонусе, возможно, не для всех все так очевидно.

Прежде всего, конечно, надо отметить известные всем христианам способы укрепления и поддержания здорового состояния нашей души: молитва, изучение Писания, пост. Эти способы находятся в компетенции человека, и мы сами в состоянии находить время и возможность для того, чтобы эти составляющие присутствовали в нашей духовной жизни.

Но бывают периоды в жизни верующего человека, когда мы, например, сильно устаем: и физически, и морально, и интеллектуально. В такие периоды нам, как правило, не до духовных подвигов – хочется просто расслабиться, отвлечься, заняться чем-то необременительным, не требующих задействования больших внутренних ресурсов.

Я, например, в такие периоды либо просто провожу время со своей семьей, разговаривая о чем-то, играя с детьми, прогуливаясь по улице; либо стараюсь пообщаться с родственниками или с хорошими знакомыми, общение с которыми может дать мне положительные эмоции; либо могу посмотреть какой-то добрый фильм без насилия и пошлости; либо позаниматься спортом (если усталость только морально-интеллектуального характера); либо почитать что-то (правда, в последнее время, чтения «свободной» литературы, не связанной с работой или служением, все меньше в моей жизни).

В любом случае, мне тяжело в такие минуты и качественно молиться, и серьезно вникать в слово Божье, и плодотворно рассуждать или говорить на духовные темы, потому что это требует определенной внутренней собранности, усилий души и работы мозга.

Не берусь говорить, что подобные периоды расслабления – это плохо, потому что человек не способен постоянно пребывать «на пике». Всем известно, что после напряженной работы нам необходимо расслабиться и отдохнуть (и лучший отдых, как известно, – это смена видов деятельности и интенсивности нагрузки).

Плохо, когда этот период затягивается, и мы, вступив в фазу расслабления, не можем потом «собраться». В результате, это перерастает в своего рода хроническую лень: нам «лениво» читать Библию, «лениво» молиться, «лениво», быть может, даже идти в церковь или на домашнюю группу, «лениво», возможно, даже слушать проповедь, серьезно вникая в нее, анализируя себя и свою жизнь, чтобы в последующем применить услышанное к себе.

Оговорюсь, что, вполне вероятно, кто-то доходит до такого состояния и не по причине морально-интеллектуально-физической истощенности или усталости, а по какой-либо иной причине. В конце концов, в данном случае важна не причина, а следствие – наша духовно-душевная расслабленность, неспособность к духовным усилиям, к работе над собой, к усиленной молитве, к качественному труду на благо Бога, ближних и церкви…

В таких случаях порой в ситуацию приходится вмешиваться Богу, потому что наша жизнь, кажущаяся нам жизнью с Богом, на самом деле становится жизнью без Бога – по своим правилам, по своим желаниям, по своей воле. И Богу тогда приходится напоминать нам о том, что Он есть, что мы зависим от Него и нуждаемся в нем.

Как Он это делает? По-разному.

Давайте обратимся к одной из притч, рассказанных Иисусом Христом:
«…был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
     Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матф. 21:33-44).

Тому, кто знаком с Библией, символика, думаю, должна быть понятна: виноградник — это народ Израиля; хозяин — Бог; виноградари — религиозные руководители Израиля, на которых Бог, так сказать, возложил ответственность за благо народа Израиля. Слуги, которые были посланы один за другим — это пророки, посланные Богом, которых так часто отвергали и убивали. Сын, пришедший последним — Сам Иисус. Здесь Иисус в яркой форме изложил сразу и историю Израиля, и его гибель.

Данная притча, с одной стороны, говорит нам о доверии Бога людям: хозяин виноградника доверил его виноградарям. Он не стоял над ними и не осуществлял над ними неотрывного контроля; он ушел и оставил их выполнять свою задачу. Бог оказывает людям честь, доверяя им в целом и доверяя им определенное дело.
С другой стороны, эта притча дает нам понять, что, несмотря на то, что Богом предоставлена Его творению определенная суверенность, приходит момент, когда Бог от нас чего-то ожидает, когда Бог начинает с нас спрашивать, начинает с нами говорить.
Безусловно, эта притча также показывает, что народ Божий не справился с предоставленным ему суверенитетом, и «забыл», Кто дал ему все то, что он имел, и перед Кем они были в ответе за свои дела. Напоминание Богом о себе – как через пророков, так и через Самого Божьего Сына – не возымело должного действия.
Но Бог напоминает нам через этот текст Священного Писания и в целом через Библию как Свое Слово, что Он правит, что, несмотря на пренебрежение или отвержение со стороны отдельных людей или даже больших групп людей, – Он и только Он Глава всего, и последнее слово всегда будет за Ним.

Как еще, помимо пророческого и библейского слова, Бог может пытаться привести нас в чувство, в тонус?
Через сложные жизненные обстоятельства.

Когда я сталкиваюсь с серьезными болезнями в своей семье или у моих знакомых, когда умирает кто-то из моих родных или моего окружения, когда что-то в какой-то сфере на протяжении определенного времени упорно не складывается – со мной говорит Бог.

Не знаю, как кого, а меня это бодрит, трезвит, тонизирует.

Это придает новый импульс моей душе, и я начинаю по-особенному молиться и вникать в Слово, с особой жаждой стремиться в христианское общение (будь-то общее церковное служение, домашняя группа или даже просто разговор с христианином, находящимся в хорошей духовной форме и «без тараканов» в голове), по-другому расставлять приоритеты в своей жизни.

Как никогда после подобных обстоятельств, я понимаю, что главное в моей жизни, а что нет. С особой ясностью я осознаю, что настоящую ценность и непреходящее, вечное значение для меня имеют только мои отношения с Богом, мое положение перед Ним и моя ответственность за исполнение того дела, в котором Бог использует меня или может использовать.

Все другое, чему я часто посвящаю так много времени в своей жизни, на самом деле, если смотреть на это через «небесную призму», Божьими глазами, стоит ступенькой ниже, а возможно, даже и рядом не стоит с вечным…

Я не знаю, в каком состоянии сейчас находится ваша душа, и, каким образом Бог пытается «привести ее в чувство», если она нуждается в этом… Но в любом случае хочу еще раз сказать: не позволяй душе лениться…

Добавить комментарий