Как и я прощаю…

on

Терпимость, терпение, снисходительность, милосердие – это, что нужно иметь каждому человеку, чтобы в семье, обществе и целом мире сохранялось здоровое равновесие. Как-то по-новому осознать это мне помогли мои дети, когда я однажды я задумался о том, насколько им непросто соответствовать всем тем требованиям, которые я им порой предъявляю. Моя старшая дочь – уже школьница (второклассница на момент написания данной статьи), и часто она слышит от меня примерно следующее: «Ты не должна отвлекаться, когда делаешь уроки! Сядь, сделай все от начала и до конца, а потом уж иди играть и заниматься другими делами!», «Даже если в другой комнате начали смотреть какой-то мультфильм, доделай уроки, а потом сможешь пойти и тоже посмотреть!», «Чтобы утром легко было вставать в школу, просто надо пораньше лечь спать!» и т.п.
А сколько самых разных требований мы предъявляем к окружающим, порой не осознавая этого: «Почему этот водитель едет так медленно?! (после опережения) А-а-а! Он по телефону за рулем разговаривает! Как он может?!», это должен ехать помедленнее, другой – быстрее, третий не должен перестраиваться на нашу полосу движения (и так долго в пробке стоим), этот не так на меня посмотрел, тот недостаточно дружелюбен со мной… и т.д. и т.п.
Можно продолжать эти и им подобные списки требований и претензий к другим людям до бесконечности…
НО! Так ли я сам совершенен? Соответствую ли я сам всем требованиям, которые у меня есть к окружающим?
Например, так ли я сам организован, как требую от своей дочери? Всегда ли я, когда мне надо рано вставать, пораньше ложусь спать, чтобы полноценно выспаться, или бывают дни, когда я, с трудом «выдирая себя» из постели, сильно сожалею, что вечером, к примеру, просидел за компьютером допоздна? Разве не бывало со мной такого, что я сам, закончив в автомобиле разговор по телефону, хоть и по громкой связи, осознавал, что «еду на автопилоте» и двигаюсь медленнее возможного, а обгоняющие или опережающие меня водители недоброжелательно косятся в мою сторону?
Так ли вы сами открыты и доброжелательны по отношению к тем, кто вас окружает, как ожидаете от них, или вы крайне критичны в оценке и резки в своих высказываниях по поводу других людей?…

К сожалению, очень часто мы строги в своих требованиях к другим людям и скоры на суд в отношении тех, кто не соответствует этим требованиям.
Однако если бы к нам окружающие были столь же строги, как мы к ним, то думаю, что многие из нас постоянно находились в статусе виноватых перед кем-то за что-то, приобрели бы массу комплексов и впали в депрессию.
Можно и с более высокой перспективы посмотреть на этот вопрос: если бы Бог был столь же строг и требователен к нам, как мы строги к другим людям, и немедленно карал бы нас за каждый проступок, за каждый грех, за каждое неоправданное нами ожидание, – нас бы просто уже не было, мы бы уже не ходили по земле.
Можете применить эту мысль конкретно к себе, сказав: «Я бы уже не жил на земле, если бы Бог был также строг и требователен ко мне, как я бываю строг и требователен в отношении своих близких или других людей!».

В Библии есть очень показательная в этом отношении притча, записанная в Евангелии от Матфея (18:23-35). В ней рассказывается об одном царе, который захотел «сосчитаться с рабами своими». И когда он начал считаться, то к нему привели человека, который должен был царю огромную сумму денег, но не имел, чем заплатить, и вряд ли когда-то смог бы ее отработать – так велик был этот долг. Тогда царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить, но раб тот упал перед царем на колени и умолял царя потерпеть еще какое-то время. Эта мольба настолько растрогала царя, что он, «умилосердившись над рабом тем», не только отпустил его, но и долг ему простил!
Казалось бы, этот человек должен был стать самым милосердным на земле! Ведь только что пощадили его самого и его семью, а также сняли с него бремя неподъемного долга!
Но этот человек, как рассказывается дальше в притче, выйдя от царя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему совсем небольшую сумму (всего лишь 1/500 000 прощенного царем долга), и не просто попросил своего товарища вернуть долг, а, «схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен».
Товарищ повел себя примерно так же, как сам наш герой недавно перед царем: «пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе».
Тем не менее, недавно чудесным образом прощенный оказался настолько строгим (я бы даже сказал ожесточенным) в своем отношении к своему товарищу, что не только не захотел больше давать тому отсрочки, а «пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».
Видя такое, товарищи человека, прощенного царем, очень огорчились и рассказали обо всем царю.
Тогда царь позвал этого человека снова и сказал ему: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?!». И, разгневавшись, царь «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга».
Заканчивается эта притча резюме Иисуса Христа: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Какие уроки мы можем извлечь для себя из этой притчи?
Самый главный урок, который проходит через весь Новый Завет, заключается в том, что человек должен прощать сам, чтобы рассчитывать на Божье и человеческое прощение в отношении себя самого.
Почему все должно быть именно так? Почему мы не вправе рассчитывать на одностороннее совершенство поведения других людей, не предъявляя аналогичных требований к себе, не снисходя, быть может, к чьим-то слабостям, к отсутствию навыков, к слабой силе воли и т.п.?

Внимательному читателю Библии должно быть понятно, что аллегорически в образе царя представлен Бог, в образе его раба – каждый из нас, а в отношении раба к своему товарищу – наши отношения с окружающими нас людьми.

Так вот, важным моментом в рассмотренной притче является контраст между долгами: идея заключается в том, что все, что могут сделать нам люди, не может идти ни в какое сравнение с тем, что мы причинили Богу, и, если Бог простил нам долг, который мы должны Ему, мы должны простить нашим собратьям долги, которые они должны нам. Ничто из того, что когда-нибудь приходится прощать нам, не идет в какое-либо сравнение с тем, что было прощено нам. Нам был прощен грех, который просто невозможно уплатить, потому что грехи людей были причиной смерти Сына Божия. В таком случае, мы должны простить другим, как Бог простил нам, или же у нас нет оснований надеяться на милосердие свыше.
Если кто-то сомневается в этом выводе, посмотрите, например, на молитву «Отче наш», в которой заложена та же мысль: «…прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Матф. 6:12).

И еще две цитаты из Библии для подтверждения написанного: «…будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук. 6:36); «…суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).

Не знаю, как вас, а меня пугает перспектива «суда без милости» – как со стороны Бога, так и со стороны других людей. Давайте признаемся сами себе, что как бы мы ни были хороши, какой бы доброй репутацией мы ни пользовались, какими мы высококлассными специалистами мы ни были в той или иной сфере, – у каждого из нас есть слабые места, все мы можем ошибаться, у любого бывают тяжелые минуты и неудачные дни. И когда что-то идет не так, мы ожидаем снисхождения к себе, терпеливого и милостивого отношения окружающих, мы рассчитываем на еще один шанс…
Так почему же так часто мы не даем такого шанса другому?!!
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7:12).