Гнев – это грех?

on

Как-то недавно я услышал от одного христианина высказывание о том, что гнев – это не грех, а грехом гнев может стать только в том случае, если ты не избавился от него в тот же день и он «укоренился» в тебе.

К моему удивлению, в той же компании нашлись христиане, которые поддержали такую точку зрения, и когда я высказал несогласие с таким отношением к гневу, мне были заданы встречные вопросы: «А где в Библии сказано, что гнев – это грех?», «Если сам Бог гневается, почему это может считаться греховным для нас?» и, наконец, «А как же с праведным гневом?».

На мой взгляд, важно иметь правильное понимание отношения Бога к гневу, поэтому хочу порассуждать над этой темой и попытаться дать ответ на вышеуказанные вопросы.

Для начала следует определиться с тем, что такое грех. Об этом понятии пишут целые главы в книгах по систематическому богословию и других подобных им, поэтому полноценное раскрытие его значения заняло бы слишком много страниц. Для целей данной статьи достаточно упрощенного представления о грехе, как обо всем том, что противоречит воле Божьей в наших мыслях, словах, характере, делах, а также неверие в Бога (Ин. 3:18, 16:9). Грех делает человека виновным перед Богом.

Таким образом, чтобы ответить на вопрос о том, является ли гнев грехом, надо понять, осуждается в Библии наш гнев или нет.

Для меня очевидно, что, мнение о том, что гнев становится грехом лишь на вторые сутки пребывания в человеке основывается на популярном толковании отрывка из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем…» (Еф. 4:26).

Если прочитать буквально Синодальный перевод этого отрывка и не рассматривать его контекст, не пытаться найти в Библии другие места, позволяющие понять Божье отношение к нашему гневу, то, действительно, может сложиться впечатление, будто гнев – это не грех: мол, можно разгневаться, но не согрешить, если успеть справиться с гневом, пока не закончился день.

К сожалению, даже в наше время, когда возможности для индивидуального духовно-интеллектуального развития не ограничены, многие люди формируют свое понимание христианских истин на основании чьих-то проповедей или мнений, не ставя перед собой задачу лично сверить чью-либо позицию с Писанием и самому исследовать тот или иной значимый вопрос.

Кроме того, хотя многие знают о недопустимости формулировать доктрину/учение/позицию по какому-либо вопросу на основании одного единственного отрывка из Библии, тем не менее, это случается снова и снова. Один из подобных случаев, по моему мнению, как раз и является обоснование мысли о том, что гнев – это не грех, цитированием отрывка из Послания Павла (Еф. 4:26).

Во избежание поверхностно-неверного понимания слов Павла о гневе, хочу предложить вам, все-таки, попытаться понять контекст 26-го стиха, а также посмотреть, что же еще в Библии написано о гневе человеческом.

Так вот, что касается контекста, то спорный 26-й стих находится в смысловом отрывке с 17-го стиха 4-й главы по 21-й стих 5-й главы Послания к Ефесянам, в котором Апостол Павел дает наставление о том, какими должны быть христиане.

Павел призывает христиан не поступать (в совр. переводе – «не жить»), как неверующие, поведение которых определяется суетностью их ума (в совр. переводе – «пустыми мыслями»), помраченностью разума (в совр. переводе – духовной слепотой), ожесточенностью (в совр. переводе – черствостью) сердца, отчужденностью от жизни Божьей (Еф. 4:17-18), вследствие чего, потеряв всякую чувствительность/меру, они предаются разврату, с ненасытностью погрязая во всякой нечистоте (Еф. 4:19).

В жизни же человека, познавшего Христа, безусловно, нет места всему этому, – продолжает Павел свою мысль, – поскольку такому человеку открыта истина, и он не может жить так, как ему диктовала его старая греховная природа, разлагавшаяся из-за низменных желаний. У христианина совершенно другой, обновленный образ мыслей и новая природа, отражающая характерные черты Бога – праведность и святость (Еф. 4:20-24).

Далее, Павел, прибегая к противопоставлению, пишет о конкретных грехах, которые имеют место в жизни невозрожденного человека, но не должны присутствовать в жизни христианина. В частности, христианину следует:
• оставить ложь и говорить правду (Еф. 4:25);
• (опускаю пока 26-й стих о гневе);
• перестать красть и честно трудиться (Еф. 4:28);
• не говорить гнилых (дурных) слов, а говорить лишь что-то доброе, приносящее пользу слушающим (Еф. 4:29);
• избавиться от всякого раздражения, гнева, крика, злословия и злобы, а вместо этого быть друг к другу добрыми, проявлять сострадание, прощать друг друга (Еф. 4:31-32).

Вот каков контекст того фрагмента Послания Апостола Павла к Ефесянам, в котором «затерялся» спорный 26-й стих. Обычно контекст помогает нам понять общее направление мысли автора текста, подсказывает, в каком ключе он пишет о тех или иных вещах.

Руководствуясь этим посылом, давайте теперь подумаем над содержанием и смыслом 26-го и 27-го стихов: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27).

Для начала предложу нам небольшой лингвистический эксперимент. Давайте поменяем местами слова «гневаясь» и «не согрешайте» в начале 26-го стиха, прочитав его так: «Не согрешайте, гневаясь: солнце да не зайдет во гневе вашем». Какой смысл получится? Тот, кто дружит с русским языком, сразу увидит коренное изменение смысла: в таком прочтении и намека нет на то, что гневаться можно. Наоборот, получается, что как раз-то и грешит тот, кто гневается. Надо заметить, такое понимание гораздо больше вписывается в проанализированный выше контекст того, к чему Павел призывает стремиться истинно возрожденных людей.

Но даже без подобных текстовых перестановок можно сделать закономерный вывод о том, что Павел не имел в виду в данном отрывке, что можно гневаться, но не согрешить. Давайте подумаем: если в 31-м стихе Павел пишет о том, что нам надо избавиться от гнева, будет ли он сам себе противоречить в 26-м стихе, «позволяя» нам гневаться?

Если мы вернемся к тому логическому ряду, который выстраивает Павел с 25 по 32 стихи в 4-й главе Послания к Ефесянам, то 26-й стих правильнее понимать так: если вы разгневались, как можно быстрее примиритесь.

Можно привести еще и такой аргумент. Внимательному читателю Библии нетрудно заметить, что фраза «гневаясь, не согрешайте» вообще не принадлежит перу Павла – это цитата из 4-го Псалма: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь…» (Пс. 4:5). «Утишитесь» – значит успокойтесь.

Тогда получается, что Павел, процитировав автора Псалма, от себя написал только: «солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27). То есть, по сути, Павел просто советует человеку, который разгневался, не откладывать примирение на завтра, чтобы не дать дьяволу возможность влиять на жизнь и поведение такого человека, однако вовсе не поощряет его к тому, чтобы гневаться.

Если кого-то еще не убедил анализ 4-й главы Послания к Ефесянам, особенно 31-го стиха, то, листая страницы Библии, в частности, Нового Завета, вы увидите множество других подтверждений тому, что гнев – это то, что не должно быть присуще христианину.

В Послании Иакова, например, написано, что в нас не должно быть злобы и нам стоит быть «медленными на гнев», поскольку «гнев человека не творит правды Божией (в совр. переводе – «в гневе человек не делает угодного Богу»)» (Иак. 1:19-21).

В Послании к Римлянам Апостол Павел призывает никому не воздавать злом за зло, быть в мире со всеми и не мстить за себя (Рим. 12:17-19).

Разве то, о чем написано в этих двух отрывках, позволяет сделать вывод, будто Священное Писание не осуждает человеческий гнев?

Далее, во Втором Послании к Коринфской церкви Павел пишет: «…я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю…: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков» (2 Кор. 12:20). По-моему, комментарии излишни.

Затем, в 5-й главе Послания к Галатам гнев перечисляется Павлом среди других грехов (дел плоти): «…прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Давая наставление Тимофею, Апостол Павел пишет: «…желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (в совр. переводе – «оставив гнев и споры»)» (1 Тим.2:8).

А в послании к Колосской церкви Павел пишет практически то же, что мы уже читали в Еф. 4:31-32: «…отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового… облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:8-13).

Таким образом, очевидно, что в противовес одному единственному отрывку в (Еф. 4:26), понимаемому некоторыми, как некое допущение проявлять гнев, но только не долго, в Библии содержится целый ряд мест, из содержания которых можно сделать однозначный вывод о том, что в нашей жизни вообще не должно быть места гневу. А если Бог против гнева, то что это тогда такое, как не грех?

Надеюсь, что мной дан исчерпывающий ответ на вопрос «А где в Библии сказано, что гнев – это грех?».

Ввиду того, что много внимания пришлось уделить первому вопросу, на два других попытаюсь ответить настолько коротко, насколько возможно.

Итак, «Если сам Бог гневается, почему тогда гнев может считаться греховным для нас?».

Во-первых, сразу же хочется процитировать известную римскую мудрость: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Это выражение можно применить к нашему вопросу, изложив в следующем варианте: не стоит сравнивать человека с Богом.

Во-вторых, о гневе Божьем в Библии, особенно в Ветхом Завете, говорится как о реакции Святого Бога на грех человека. Но вправе ли кто-то из людей гневаться на те или иные греховные проявления в другом человеке, если сам грешен (Рим. 3:23)? Вспомните притчу, записанную в 18-й главе Евангелия от Матфея (18:23-35), когда царь простил своему рабу огромный долг, а тот, в свою очередь, не простил совсем небольшой задолженности своему товарищу. Тогда царь разгневался на этого раба и строго наказал его.

В-третьих, для меня лично большой вопрос заключается в том, можем ли мы, когда читаем о том, что Бог разгневался, вообще говорить о том, что в данном случае описывается такая реакция Бога, которая соответствует проявлению гнева человеком? Вполне вероятно, что авторы Библии используют так называемый антропоморфизм для описания того, чтобы выразить более понятным людям языком то, как великий и непознаваемый до конца нашим ограниченным человеческим умом Бог реагирует на греховные проявления человека, когда они становятся массовыми или достигают определенного «пика». Возможно, только через слово «гнев» мы может себе хоть как-то представить эту Божью реакцию, но при этом Бог остается и святым, и любящим, и справедливым и т.д. А каковы мы в гневе?

И, наконец, «А как же с праведным гневом?».

Здесь можно отметить те же «НО», что и в предыдущем вопросе, включая рассуждение о том, кто из нас настолько свят, что:
1) может быть на 100 % уверен, что гневается праведно?
2) считает себя вправе судить других?

Тем более, даже если есть основания гневаться, то Писание призывает нас не мстить за себя, а дать место гневу Божьему, т.к. это Его прерогатива (Рим. 12:19) и только Он может поступить абсолютно справедливо в данной ситуации.

Кроме того, представьте себе на мгновение гневающегося человека и честно ответьте на вопрос: многие ли смогут оставаться праведными в своем гневе? Ведь отличительными характеристиками гнева являются, как правило, трудно контролируемые или вовсе не контролируемые негативные эмоции, слова, действия… Всегда есть риск, что в гневе мы можем причинить кому-то вред – словом или делом.

Иногда в гневе люди говорят такие вещи, которые оставляют в душе шрамы на всю жизнь, портят отношения между людьми, разрушают семьи.

Поэтому, даже при кажущемся «праведном гневе», актуален призыв Апостола Павла: не согрешайте, гневаясь, а если разгневались, как можно быстрее успокойтесь и примиритесь.

P.S.: Если же кто-то захочет поспорить о понятиях на предмет того, чем же все-таки является гнев: грехом или плохой чертой характера, не вижу особого смысла в таком споре, поскольку как бы мы ни классифицировали гнев, Библия, отражая волю Божью, однозначно дает нам понять о том, что эта черта/характеристика/реакция должна быть чужда человеку, рожденному свыше.

14.03.2015