Сказочное богословие

on

«Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки» — сказал (или написал) Клайв Стейплз Льюис, замечательный английский писатель первой половины ХХ века (умер в 1963 г.).

Не помню, в каком возрасте, но я еще учился в школе, когда мне родственники подарили на День рождения написанную Клайвом С. Льюисом книгу «Хроники Нарнии» (замечу, что книги вообще были одними из моих любимых подарков). Тогда я прочитал эту книгу довольно быстро (как, впрочем, практически все, что я читал в то время в огромном количестве), получив положительные впечатления.

Однако тогда я не был настолько близок к христианской вере и не настолько хорошо знал и понимал Библию, как сейчас, чтобы понять всю глубину этого произведения и весь символизм, заложенный в него автором.

Сейчас, наверное, я уже стал достаточно взрослым, чтобы снова прочитать сказки, по крайней мере, написанные Льюисом, и, прочитав «Хроники Нарнии» во взрослом возрасте, я осознал это произведение на совершенно другом уровне, чем и хочу поделиться.

Если кто-то близко или вообще не знаком с этой книгой, то отмечу, что «Хроники Нарнии» – это легендарная эпопея, написанная в сказочном жанре (кто-то, возможно, назвал бы это «фэнтэзи»), состоящая из 7 повестей. В них рассказывается вся история сказочной страны Нарнии, существующей где-то в другом мире: от момента ее появления до момента прекращения ее существования. Дети и подростки из нашего мира периодически попадают в Нарнию в самые ключевые моменты истории, участвуют в них и помогают добрым жителям Нарнии бороться со злом.

Светские читатели и критики, возможно, увидят в этой книге только идею о том, что добро всегда побеждает зло, и о том, что всем нам надо стремиться быть лучше и чище.

На самом деле эта книга ГОРАЗДО глубже.

Опять же, если кто-то не знает, скажу, что Клайв С. Льюис был христианином. И не просто христианином, а известным богословом своего времени, уделявшим серьезное внимание христианской апологетике, т.е. защите христианского учения.

Поэтому на страницах «Хроник Нарнии» К.С. Льюис гениальнейшим образом, в понятиях, доступных даже для детского восприятия, в сказочных образах смог показать основные моменты христианского учения, вытекающего из Библии: от момента Сотворения до апокалиптических событий. Симбиоз выдающегося писателя и хорошего богослова принес замечательный плод: то, ЧТО объясняет К.С. Льюис, и КАК он это объясняет, способен сделать редкий проповедник или учитель.

Например, в первой повести «Хроник Нарнии», которая называется «Племянник чародея» мы читаем, как Великий Лев Аслан творит Нарнию из ничего; появляются растения, животные и говорящие живые существа. Люди, хоть раз читавшие первые главы Библии, без дополнительных пояснений узнают в этом библейское повествование о появлении нашего мира и людей, а идиллия в отношениях первых жителей вновь сотворенной Нарнии, безусловно, является не сильно завуалированным рассказом об атмосфере, царившей в Эдемском саду.

Во второй повести «Хроник Нарнии» «Лев, Колдунья и платяной шкаф» центральным событием является добровольное принесение всемогущим Асланом себя в жертву злым силам вместо мальчика, который совершил гнусное предательство и должен был за это умереть. Очевидно, что здесь Льюисом «спрятан» библейский рассказ о том, как Иисус Христос (который, кстати, неоднократно в Библии называется «Львом из колена Давидова»), не совершив Сам никакого греха, добровольно умер за всех согрешивших позорной смертью на Голгофском кресте. Как Иисус Христос воскрес, победив смерть и дав спасенье всем надеющимся на Него, так и во второй повести «Хроник Нарнии» Лев Аслан ожил после смерти и даровал жизнь всем тем, кто перед этим был превращен Белой Колдуньей в каменные статуи, а также принес победу тем, кто воевал на его стороне.

Не буду раскрывать библейский символизм остальных повестей «Хроник Нарнии», предоставив возможность провести свое собственное литературное исследование тем, кто захочет прочитать или перечитать эту книгу.

Напишу лишь кое-что о последней, седьмой повести «Хроник Нарнии» под названием «Последняя битва». Ее, на мой взгляд, стоит почитать тем, кто не понимает или плохо понимает то, что Библия говорит о последнем времени и сопутствующих ему испытаниях и сложностях; о Последнем суде (когда одни пойдут «направо» и разделят с Богом вечность, а другие «налево» – в вечную тьму); о новом небе и новой земле, которая станем местом обитания для тех, кто нашел Бога и искренне обратился к нему; о вечности. И если вас до этого пугали размышления о событиях последнего времени и о вечности, думаю, прочтение последней из «нарнийских» повестей даст вам должную легкость и свободу в восприятии этих моментов.

21.06.2015